Национальный романтизм – История мебели

Меблировка с архитектурой 2-й половины 19 века формировалась под влиянием национального романтизма, особо популярного среди дворян. Многие владельцы усадьб увлекались колоритной, исключительно русской стилистикой. Как итог, под конец 19 столетия на территории России образовываются сразу несколько мест сосредоточения национального романтизма – поместье Тенишевых (губерния Смоленская), Мамонтовская усадьба (Абрамцево).

Национальный романтизм: зарождение идей

В конце 19 столетия в европейских странах возникает стиль, который в России прозвали «модерном». Девизами этого времени были – общедоступность красоты, эстетическое наполнение быта, что дало «зеленый свет» процветанию декоративного искусства. На замену прямым выверенным линиям, геометрическим формам приходят естественные, ассиметричные и затейливые контуры.

На просторы России модерн дошел в те времена, когда многие мастера увлекались народным творчеством и самобытным искусством, что естественным образом затронуло и изготовление мебели. В рамках модернисткого направление возник национальный романтизм, впоследствии прозванный неорусским стилем. Если в Европе инициаторами нового стилистического течения были преимущественно архитекторы, то в России эту роль на себя примерили живописцы.

Ярким образцом зарождения национального романтизма считается кресло Шутова, которые было создано мастером в 1870 году. Все его детали напоминают традиционные для обычного крестьянина предметы – топорище, рукавицы, элементы сбруи.

Усадьба Мамонтовская

В 1876 году Е. Г. Мамонтова открыла столярный цех. Цель его открытия была благородной – просвещение. Если в учебных учреждениях люди постигают мир через библиотеки, то главным источником вдохновения и информации в мастерских является музей, представленный образцами.

Когда управляющим столярной мастерской стала Поленова Е. Д., экспозиция ее музея представляла множество разновидностей художественных изделий:

  • поволжская резьба;
  • резьба по бересте Севера России и Приуралья;
  • роспись и т.д.

Дом гостеприимного Саввы Ивановича был местом работы строителей, театралов, музыкантов, певцов и художников. Здесь нередко гостили мастера из других регионов. Абрамцево постепенно трансформировалось в центр сосредоточения романтизма. Имение Мамонтовское стало 1-м подобным объединением в отечественной культуре. Его неоднократно посещали такие известные деятели как М. Васнецов и В. Поленов.

Список образцов, представленных на базе музея, насчитывал более 100 самобытных предметов:

  • полки, навесные шкафчики;
  • этажерки, мелкие, крупные шкафы;
  • обеденные столы, столики для чаепития;
  • кресла, табуретки и стулья;
  • принадлежности для письма;
  • кухонные принадлежности – солонки, доски для разделки.

Абрамцевская мебель

На исходе 19 столетия данные изделия являлись частыми «гостьями» в кабинетах, комнатах для приема гостей, залах дворянства. Абрамцевская мебель восходила к боярской и до петровской Руси, подогревая интерес к аутентичной культуре. С начала 1890-х спрос на нее только увеличился, а спустя 3 года у мастерской сменяется собственник. Теперь ее управлением занимается земство Московской губернии. Русская мебель появляется не только в дворянских усадьбах, но и городских квартирах. Во многом это способствовало открытие фирменных магазинов в центральной части Москвы, что сделало мебель более доступной.

Имение Танишевых

Разработанные такими художниками, как Якунчикова, Поленов, Васнецов народные орнаменты, органично и красиво смотрелись на предметах мебели. В небольшой мастерской работали одновременно до 20 талантливых мальчишек и с годами, изготавливаемая ими продукция, стала приносить доходы. Интересным можно назвать факт, что созданная мебель в стилистике национального романтизма, находила отклик среди разных слоев населения.

​Немного позже мастерской в усадьбе Мамонтовской, а точнее в 1900 году, в Талашкино заработал новый центр. Руководителем местных мастерских сначала был С. Малютин, затем А. Зиновьев. Мебель здесь разрабатывали художники Рерих Н., Коровин К., Врубель М. и многие другие. Их работы отличались настоящим ренессансным подходом, а производимая мебель отличалась характерными растительными орнаментами, мотивами из сказок и легенд, образами фантастических птиц.

 
© 2009 - 2019 Kreslamebel.ru - интернет-магазин мебели в Москве, СПБ, Нижний Новгород, Тверь, Владимир и др.